Кто-то с горочки спустился…

Views: 23957 91
Время чтения:13 Мин, 40 сек

Алекс Гриншпун — «Risc»овый парень

Или, если быть уж совсем точными, Президент израильского лыжного клуба «Risc» (спортсмен, отличник, не комсомолец, правда). Вот уже шесть лет самой большой страстью Алекса являются Альпы.

Алекс, давай начнем с места в карьер. Расскажи нам о твоем самом ярком горнолыжном впечатлении.

Самым ярким впечатлением для менее стал французский горнолыжный курорт, вернее, 3000 метров снежного склона, расположенного под углом 70 градусов к поверхности земли. Если принять во внимание, что ехали мы не по трассе, а вне ее, то ощущения были самыми экстремальными. То там, то сям попадались узющие участки, с одной стороны которых была снежная стена, с другой — россыпь камней. В проход можно было с трудом втиснуться только одному человеку — а дело, как я сказал, было на очень крутом склоне, и двигались мы с небольшой, но все же скоростью…. И снег, как назло, был принеприятнейший — вязкий, мокрый, с мерзкой ледяной корочкой. Тем не менее, боевой дух у нашей команды был на высоте, мы даже шутить умудрялись. Шутки, правда, получались из разряда черного лыжного юмора… Дело в том, что в горах горнолыжникам крайне не рекомендуется кататься вне «официальных» трасс. Конечно, вы можете рискнуть, как это сделали мы, однако, надо иметь в виду, что «в случае чего», вашу травму страховка не покроет, равно как и обязательный в таких случаях вызов вертолета — его придется оплачивать из собственного кармана. Так вот, едем мы и кумекаем — если сейчас из наших кто-то свалится — придется нам его тащить на себе в «официальную зону» и подавать отчет, что мол, здесь и упал.

Страсти-то какие, Алекс… Ну допустим, горнолыжник упал и несется по откосу вниз. Что делать?

Опять-таки могу дать ответ из серии черного юмора — расслабиться и получать последнее в жизни удовольствие. Однако, если серьезно — перевернуться на бок. Если трасса чистая, без препятствий, то можно катиться ногами к вершине. Но вообще — перед тем, как идти в горы, начинающий спортсмен должен научиться правильно падать. Как говорят в наших краях, «ой-ва-авой», если он упадет и покатиться лицом вниз. Опытный лыжник, в свою очередь, с легкостью может вернуться из положения лежа в положение стоя.

Катящемуся с горы можно помочь во время падения?

Невозможно.

Какова скорость, с которой опытные горнолыжники несутся вниз?

Мой личный зафиксированный рекорд — 80,21 километров в час. Лыжники на международных соревнованиях «набирают» до 140.

Что, кроме удовольствия, можно получить на горнолыжной трассе?

Здоровье. Горнолыжное катание отражается на нем самым благоприятнейшим образом. Однажды я поехал в горы с высокой температурой. Один день езды на лыжах — и температура исчезла, без всяких таблеток… И не менее важный момент — ты уезжаешь в горы со знакомыми, а возвращаешься уже с друзьями.

Какие места предпочитают горнолыжники-профессионалы?

Практически на всех горнолыжных курортах есть трассы на любой вкус и любой степени сложности. Самые легкие трассы называются «зелеными» — это практически ровный участок, ну, скажем, под углом 20 градусов от земли, затем идут «синие», «красные», «черные», и некоторые курорты добавляют еще так называемые «оранжевые ромбики». Последние по уровню сложности приближаются к внетрассовым зонам («офф-пистам»). Катание на «черных», и тем более, на «оранжевых» трассах требует от горнолыжника хорошей физической подготовки.

Ты наверняка предпочитаешь трассы «погорячее»?

Не всегда. Своя прелесть есть и на «слабеньких» трассах. На них горнолыжник может развить огромную скорость, и получать удовольствие, совершенно не напрягаясь.

В Альпах ты повидал многих горнолыжников из самых разных стран. Есть ли какие-нибудь «национальные особенности» поведения на трассе?

О да…. Израильтян, например, всегда можно выделить из толпы катающихся, особенно, в тумане. Бывает, едешь по склону — тишина… И вдруг воздух пронзает истеричный крик: «Ицик, Ицик, эйфо ата?!». Кроме этого, израильтяне абсолютно не умеют или не хотят соизмерять свои возможности с желаниями. А желание пройтись «по самой крутой программе» непреодолимо даже у самых отъявленных израильских «чайников». Помню, катался я в Австрии по наисложнейшей трассе — «оранжевому ромбику», спускаюсь, значит, вниз, вижу — впереди меня тащатся полумертвые от усталости два израильтянина — отец с дочкой. Девочка громко хнычет… «Ну, как дела?» — спрашиваю. «Это не совсем то, что мы думали», — буркнул отец.
Да елки ж палки! Перед въездом на трассу везде развешены предупреждающие знаки и соответствующие надписи. Ан нет — на наших не действует.
А веселее всех на трассах себя ведут англичане.

Как англичане? Те самые холодные англичане?

Это когда они трезвые — они холодные, а немного выпив, они очень даже горячие. Устраивать пикник «по-русски» на вершине горы с англичанами, а потом — с песнями и прибаутками делать последний спуск — это один из самых экстремальных моментов в горнолыжном спорте. А как они танцуют на столах…

На каких лыжах ты гоняешь?

На 174-сантиметровых «Розинолях»

А не коротковаты ли они для твоего огромного рост?

Сейчас во всем мире существует тенденция к уменьшению длины лыж. Ведь для чего нужны были длинные лыжи? Для придания большей устойчивости и уменьшения вибрации. Сейчас тот же эффект может быть достигнут с помощью специальных технологий. Так что современному поколению намного проще осваивать лыжи, чем нашим прадедушкам.

Какие стили катания существуют в горнолыжном спорте?

Сейчас огромную популярность набирает стиль «телемарк». Он был изобретен очень давно, но был оттеснен классическим горнолыжным стилем. А сейчас, как я уже сказал, «телемарк» снова входит в моду. Это более универсальный способ катания, представляет из себя нечто среднее между ездой на горных и обычных лыжах. Люди, которым наскучило классическое катание, частенько ударяются в «телемарк», ибо он дает совсем другие ощущения.

Изображение Martina Fuksová с сайта Pixabay 

Ты упоминал черный горнолыжный юмор, а как насчет «белого»? Случались ли с тобой или с твоими друзьями забавные приключения в горах?

Было дело. И хотя главной героине данной истории поначалу было вовсе не смешно, сторонний наблюдатель во время описываемых событий не мог удержаться от улыбки. Катались мы как-то в Кушвеле. С нами была девочка — также «русская» израильтянка. Однажды ее понесло на спуске, она сошла с трассы, вошла в глубокий снег и вылетела из лыж. А там был такой огромный сугробище впереди. Представьте — мы в панике спускаемся за ней и видим картину: стоят лыжи, а поодаль, прям как в лучших традициях мультипликации — из сугроба торчат одни ноги.

С какого возраста люди начинают заниматься горными лыжами?

Однажды, на одном спуске, я увидел, как на горных лыжах катается совсем уж крохотулька — с соской во рту. Я чуть не прослезился от умиления.

Сколько человек в Израиле занимается горными лыжами и какой процент из них — «русские»?

Это очень популярный спорт в Израиле — 40.000 человек регулярно выезжают на трассы , из них «русских» — процентов двадцать. Думаю, количество «наших» было бы еще выше, если бы не израильские цены… Скажем, хорошие горные лыжи дешевле чем за 800 евро, найти весьма сложно. Хотя, надо признать — в последние годы страшные израильские цены стали кусаться немного меньше.

Проводятся ли в Израиле соревнования по горным лыжам?

Нет, не проводятся. Поэтому мы сами себе решили устроить гонки и придумали очень интересный вариант. Изобретается новый маршрут, состоящий из отдельных участков уже существующих трасс разной степени сложности. Кто прибудет первым в место назначения — тот и молодец.

Тореадор, смелее в бой! Успехов, Алекс.

Сноуборд — волшебная дощечка «На горнолыжные склоны сноубордисты ворвались со скандалом. Еще в середине 70-х годов прошлого века в них видели реальную угрозу классическим горным устоям. На известных западных курортах с ними даже пытались бороться. Им запрещали пользоваться подъемниками. И тогда люди с досками за спиной шли вверх пешком. Им запрещали кататься по цивилизованным трассам, а они объявили высшим адреналиновым кайфом катание вне трасс. Война эта ни к чему не привела, и сегодня на любом известном горнолыжном курорте соотношение сил между лыжниками и сноубордистами 50 на 50, причем, тенденция роста — в пользу последних. Согласно прогнозам, во всем мире число людей, катающихся на досках по заснеженным склонам, составляет 9 миллионов. А в Европе сноуборд признан «самым модным видом спорта» — расстроила меня всемирная Сеть. Что же это получается — самый модный европейский спорт, да еще с такой непростой судьбой, до сих пор был обделен нашим вниманием? К счастью, нашелся человек, который согласился помочь нам наверстать упущенное. Мы с удовольствием представляем вам израильского сноубордиста Женю Бурштейна, студента из Хайфы.

Женя, когда начался твой роман с доской?

Я в «снежном» спорте с раннего детства — сперва занимался лыжами, а затем встал на сноуборд. Встал, проехал 100 метров и понял — с лыжами пора завязывать.

А почему так вдруг?

Дело в том, что когда катаешься на доске — это принципиально другие ощущения. Улучшается маневренность вне трасс, на «офф-пистах», то есть на малопроходимых участках горно-снежных зон, которые, как было сказано, обеспечивают нам высший адреналиновый кайф.

О чем мечтает каждый сноубордист?

О езде по свежевыпавшему снегу — по «powder», то есть «пудре», как его называют англичане. Он позволяет развить большую скорость, но самое большое наслаждение при этом — в тишине. «Пудра» поглощает звуки, возникающие от соприкосновения доски со снегом.

Какова степень опасности в сноуборде? Были ли в твоей личной практике особо неприятные ситуации в горах?

Степень опасности напрямую связана с уровнем профессионализма спортсмена. Если мы говорим о новичках — то неприятные ситуации им практически не грозят. Они всего боятся и ездят очень осторожно. Неприятности начинаются, когда человек доходит до уровня, когда ему кажется, что он умеет все. А на самом деле он не умеет практически ничего. И вот тогда-то он и падает. Основные опасности, которые подстерегают рискового сноубордиста: перелом копчика, кистей рук, свернутая шея, а вот ноги не ломаются практически никогда — их крепко держат крепления. Хотя… Однажды я катался на Хермоне, прыгнул с метров трех-четырех — и когда находился в воздухе, крепление на одной ноге у меня рассыпалось. При приземлении мой сноуборд развернуло градусов на 45 и настолько же — мою несчастную, оставшуюся » в стремени» ногу. Итог: полгода пришлось лежать в гипсе.

После этого случая ты боялся выходить в горы?

До первого падения — очень. Потом страх постепенно исчез.

Как сноубордисту уберечься от опасности?

Не прыгать. Особенно на нашем Хермоне. Во-первых, там полно народу, которые в своей основной массе далеко не асы в сноуборде. Увидев, как вы выделываете на своей доске всяческие «финты», они, подогреваемые черной завистью, ринутся повторять ваши подвиги, а это чревато. Кроме этого, я бы не рекомендовал ездить на Хермоне вне трасс. Хермон покрыт обледеневшей коркой, и если вы попадаете на участок, где этот лед не разбит специальными машинами, то с вами могут случиться очень серьезные неприятности. Дело в том, что на льду сноуборд развивает огромную скорость, и если вы — не суперас, то вряд ли сможете вывернуться между препятствиями. Я своими глазами видел, как на Хермоне разбилась девочка-подросток. Она поднялась на самый верх, развила хорошую скорость и влетела в скальный выступ.

Но неужели администрация Хермона не следит за предотвращением подобных инцидентов?!

Администрация Хермона следит только за тем, чтобы им исправно платили деньги. И та вечная халатность, с которой они делают свое дело, вызывают мое, да и не только мое, возмущение: скажем, они пускают машины для разбивания льда против движения лыжников и сноубордистов. Представьте — несетесь вы на приличной скорости вниз и с разгону въезжаете в железный ковш. На деликатно сделанное замечание — что, мол, не хорошо все это, водитель машины смотрит на вас, как на последнего хулигана и посылает сами знаете куда. Уважающие себя спортсмены ненавидят Хермон также из-за баснословных, ничем не оправданных цен за услуги. Вход на самый дорогой горнолыжный курорт Европы стоит не более 40 евро. Но куда там каким-то швейцарским Альпам до нашего Хермона — сочли, видать, в наших палестинах и назначили за использование трассы («ски-пасс») цену в 200 шекелей, прибавьте к этому 36 шекелей за вход и, как говорится, почувствуйте разницу. Причем, это минимальная цена — для тех, у кого есть свое оборудование, тем же, у кого нет, за аренду придется выложить дополнительные деньги.

Будем надеяться, что ситуация изменится, и администрация Хермона проявит понимание проблем спортсменов.

Да, конечно, положительные сдвиги уже есть. Так, недавно на Хермоне построили новый туалет (до этого туалеты были только у самого подножья и на вершине). Долгие годы постоянных непрекращающихся жалоб и администрация таки проявила понимание. Так что — будем оптимистами.

Женя, ты катаешься уже не первый год. Наверняка у тебя накопилось немало ярких историй. Расскажи, что запомнилось больше всего.

Мне пришлось участвовать в эвакуации французских детей. Они застряли на высоте 2000 метров в сильную метель и находились в состоянии сильнейшей паники. К их спасению привлекали всех, кто находился поблизости. Поскольку я катаюсь на сноуборде, а не на лыжах, мне было гораздо сложнее спускаться с ребенком на руках. Я его нес лицом вперед — для него это были нелегкие минуты. Думаю, он не особо был рад, что его спасение поручили именно мне.

«Ты» на сноуборде и «ты» в обычной жизни — это два разных человека?

Да, да, да. Я хочу сказать, что люди, когда они занимаются экстримом, — они абсолютно другие, и их мысли отличаются в корне от наших будничных мыслей. Мир экстрима вообще и сноуборда в частности — это словно другая планета. Когда ты катаешься в горах, ты ничего не соображаешь. Это эйфория. Уже в последние дни своих «сноубордных» поездок, я начинаю с предвкушением думать о следующих.

Сколько длится сезон для сноубордиста?

Если мы говорим о Хермоне, то зачастую сезон не начинается вовсе — не выпадает необходимый минимум снега. Однако же, если все в порядке и на горе лежат положенные 40 сантиметров, то сезон открывается приблизительно в середине декабря и заканчивается в конце февраля. Однако, повторюсь, все это очень и очень приблизительно.

Когда мы говорим «сноуборд», мы подразумеваем какую-то определенную технику, или это — общее название для различных направлений катания?

Абсолютно верно — в сноуборде есть разные направления. Скажем, «бэккантри», когда сноубордисты с досками за спинами поднимаются пешком на труднопроходимые высоты и спускаются с них на досках. Есть «фрирайдинг» — езда на открытых местах, с глубоким снегом. Но самый интересный подвид сноуборда, пожалуй, санборд или катание на «снежной доске» по песку. Только представьте — человек в специальных толстых сноубордовских ботинках в раскаленных песках пытается проехаться по бархану… Представляете? Я тоже нет, но до меня доходили слухи, что и в нашем Негеве люди устраивали подобные эксперименты.

А слалом?

Слалом в сноуборде невозможен — из-за сильного трения между доской и снегом.

Какое снаряжение необходимо иметь для занятия сноубордом и сколько оно стоит?

В Израиле можно найти неплохой комплект для занятий сноубордом (хотя далеко не первоклассный), и стоить он будет — кто бы сомневался — баснословную сумму денег. Хозяева магазинов пользуются тем фактом, что мало кто из потенциальных покупателей по-настоящему разбирается, что к чему, и взвинчивают цены до небес.

Например?

Для сноуборда требуется три вещи — доска, крепления, ботинки. И если в Европе отличный комплект из коллекции прошлого года можно приобрести за 350 евро, то в Израиле аналогичный комплект или даже худшего качества обойдется вам, если повезет, в 4000 шекелей, а если не повезет — то и во все 5000.

Высший пилотаж в сноуборде — это…

Не вернуться домой со сломанным ногами…

А как же спрыгнуть со снежного уступа и сделать в воздухе сальто?

Прыгнуть можно, даже с 360-градусным разворотом. Но суть не в этом. Я прыгал неоднократно в специальных «сноуборд-парках» заграницей — ну не нравится мне это. В горы надо идти, в горы! Все дело, весь кайф в них, а не в этих помпезных аттракционах с подвыподвертом.

Многие сноубордисты разделяют твою точку зрения?

Да, но есть такие, которые любят именно попрыгать. К слову, если мы заговорили об этом, то среди таких сноубордистов считается высшим пилотажем красивое приземление, а не красивый прыжок.

Какова максимальная скорость, которую ты можешь развить при спуске вниз на сноуборде?

Небольшую — по сравнению с лыжниками, не больше 40 км/ч. Как я уже говорил — существует сильное трение между доской и снегом, хотя есть в этом и свой плюс — удобнее тормозить.

Какие бывают ощущения после прохождения тяжелой трассы?

Ноги и колени дрожат, часто бывают судороги. Первые два-три дня — особенно критические. Самое сильное желание в такие минуты — лечь и спать… Поэтому я настоятельно рекомендую всем решившим выйти на тропу сноуборда подкачивать ноги перед этим. Я, например, всегда бегаю перед поездкой.

Сноубордом лучше заниматься в компании или в одиночку?

Я люблю кататься один — едешь себе, куда глаза глядят. Впрочем, и в групповом сноуборде есть свои достоинства. Одним из них является всенародно любимая шутка — «кормление снегом».

Ты меня пугаешь, Женя…

Все не так страшно. «Кормление снегом» — это когда лыжник или сноубордист на большой скорости подъезжает к своему товарищу, в результате чего тот оказывается слегка покрыт снежком. Вот так мы и развлекаемся.

Татьяна ВОЛОВЕЛЬСКАЯ.

Занимательные факты о лыжах и сноуборде:

Историю сноубординга принято отсчитывать с середины шестидесятых годов прошлого века. Именно тогда молодой спортсмен-серфингист Шервин Поппен, пропустив по болезни летний соревновательный сезон, так затосковал по свободному скольжению, что выдумал зимнюю разновидность серфа.В 1998 году на Олимпиаде в Нагане сноуборд дебютировал как олимпийский вид спорта.Горные лыжи появились в Альпах в конце XIX века и сразу получили широкую популярность В немалой степени этому способствовал отважный переход Нансена, который буквально захватил воображение средних классов общества того времени. Его книга, «Через Гренландию на лыжах» имела сенсационный эффект во всей Европе.До 1900 года почтальоны в Скандинавии использовали лыжи для доставки почты.В начале XIX века в некоторых северных странах, длина лыж достигала трех метров.